2 декабря 2017 г.

Как избежать профессионального выгорания: советы для учителей

30 ноября в нашем МБОУ "Гимназия № 3" г. Королёва МО прошел городской методический семинар «Урок – публичное выступление «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций младших школьников».
Т.к. мероприятие охватывало начальную школу, я поначалу не понимала, отчего меня привлекли в нем участвовать. Позже оказалось, что и урок открытый по английскому языку можно было дать, но, к сожалению, этот момент я упустила. Всё же надеюсь на то, что урок еще обязательно проведу.
Итак, сознание грандиозности, нужности и оригинальности семинара пришло ко мне позже, когда я охватила своим взором всю панораму мероприятия, посмотрела на него с высоты птичьего полета. Колоссальную работу проделала завуч нашей начальной школы Мордовец Татьяна Михайловна! Я поражаюсь ее терпению и организаторским способностям!
Семинар задумался как урок, охватывая собой все его этапы, начиная с оргмомента и заканчивая рефлексии. Последняя ступень была, как, собственно, и все остальные, очень не похожа на привычное скучное собрание в конце мероприятия и буквальное выжимание из себя “что понравилось” и “что не понравилось”. Вместо этого гостей на третьем этаже ждали кубики-стенды (простите, не успела сфотографировать!), а также вкусные пирожки.
А день начался с приема и регистрации гостей. Мы с Кристиной Дмитриевной Туевой, классным руководителем 3 Б класса, ждали своих коллег у входа в актовый зал:


А вот какой “комплимент” мы раздавали нашим коллегам:



Гости уже почти все в сборе:


Ровно в 9:15 Татьяна Михайловна Мордовец, завуч начальной школы, обратилась к коллегам со вступительной речью:


Татьяна Михайловна особое внимание уделила интерактивности, т.е. взаимодействию между всеми участниками учебного процесса. Полностью поддерживаю этот подход: очень важно быть на одной волне, находиться в сотрудничестве с учениками, а не стоять над ними с высоко поднятой головой.
Методы интерактивного обучения:
- дискуссия;
- конкурс практических работ с их обсуждением;
- метод “круглого стола”;
- презентация;
- “мозговая атака”;
- ролевая игра;
- тренинг;
- деловая игра;
- кейс-метод.
Затем выступила директор нашей гимназии Марина Станиславовна Бобылкина, поприветствовала коллег:


Затем начался педагогический практикум. Каждой группе выдавалась ситуация, над которой она должна была подумать. Руководителем группы назначался сотрудник нашей гимназии. Я руководила группой № 3. Нам досталась такая ситуация:


Признаюсь честно: накануне нам выдали эти ситуации, и мы должны были над ними хорошо подумать. Во время последней организационной встречи Татьяна Михайловна сказала слово рэп, вдохновив меня на его написание. Я ни в коем случае не навязывала свое скоромное и корявое стихотворчество, но пришлось выступить мне, поэтому я прочитала то, что приготовила накануне (последний абзац читается не как рэп):

“Он у нас ворует!
Вот это жесть! Украл у нас ручек, каких не счесть!” -
Кричали ребята, обвиняя мальчугана,
А родители сказали, что ничего не знают.
Что делать учителю?
Они не признаются.
Говорят, что никогда не сдадутся.
Их сын просто взял на время поиграть,
А детям лишь бы всех брать и обвинять.
Но учитель-то не промах, не загнать его.
Он просто спросит, сколько будет продолжаться кино.
Ребенок постоянно приносит чужое.
Разве это не вопрос, чтобы задеть за живое?
Ведь это происходит
Уже не в первый раз.
Учитель замечал такое без прикрас.
Еще учитель предложил:
“Давайте спросим Мишу.
Откуда взял, да не молчи
И не преувеличивай!
Быть может, ты не рассчитал,
Что вещи-то чужие.
Быть может, ты хотел реально с ними поиграть,
И даже дома взял и спрятал вещи под кровать. ”
А мама всё не замечает,
Папа слишком занят.
Кто тут поможет, пояснит, исправит ситуацию?
Тут надо с мамой говорить,
Понять, что происходит.
Быть может, мама много лет назад
Не объяснила, что да как.
А Миша вырос, для него –
Всё, что чужое, то его.
И он не понимает, так за что его, в конце концов, ругают.
С ним тоже надо говорить
Всё по порядку объяснить,
Потом задать простой вопрос
Открыто, прямо и всерьез:
“Скажи-ка, Миша, будет круто,
Когда устроит кто-то смуту
И вещи все твои возьмет,
Играть начнет и не вернет?”
И Миша, может, первый раз
Подумает да без прикрас
И о себе, и о поступке,
И то, что брать чужое – дудки.
Что есть понятие своё,
А есть понятие моё.

…И мама тоже враз поймет,
Что с рук такое не сойдет,
Что сыну надо объяснить,
Всё показать и пояснить.
Что сын так хочет с мамой быть,
О чем нельзя не говорить…

А как бы вы решили эту ситуацию?
После практикума мы повели гостей на второй этаж, где располагались 4 стенда: по одному для стендовых докладов и два для моей “Ярмарки”. Но обо всем по порядку.
Первая представила свой стенд учитель начальных классов Католик Наталья Анатольевна:


Ее выступление было посвящено развитию фонематического слуха у учеников – т.е. логопедической направленности обучения на ранних школьных этапах.
Справа от меня стояла Леннова Светлана Геннадьевна, классный руководитель 2 Б класса. Ее стендовый доклад назывался “Дорогие мои старики” и был посвящен необходимости связи между поколениями. Светлана Геннадьевна вместе с детьми собирала материал 1,5 месяца. Это действительно добрый проект, соединяющий сердца воедино. Вот так выглядел стенд:


Куколки – совместные поделки детей и бабушек-дедушек:


А это – альбом, который приготовили дети и Светлана Геннадьевна. Посмотрите, сколько в него вложено теплоты и любви:












Что ж, переходим к моему стенду? Он назывался “Ярмарка “НЕ вредные советы для учителя”:


Как выразилась Татьяна Михайловна, это – ее детище, которое она долго вынашивала. Нашелся человек, который воплотил ее мечту в жизнь. Этим человеком нежданно-негаданно для себя самой оказалась я. Ярмарка была посвящена советам учителю, как не перегореть, не выгореть, как научиться переключаться, начать думать о себе. Ключевое и самое главное – это “Письмо для учителя”:


Что же там внутри? Давайте откроем:


А внутри – “Манифест Холсти”, который был создан в 2009 г. Просто послушайте эту замечательную музыку, а перевод (мой) я прилагаю ниже:


Это твоя жизнь.
Делай то, что ты любишь, и делай это часто.
Если тебе что-то не нравится, измени это.
Если тебе не нравится твоя работа, увольняйся.
Если тебе не хватает времени, перестань смотреть телевизор.
Если ты ищешь любовь всей своей жизни, остановись: быть может, она настигнет тебя тогда, когда ты начнешь делать только то, что тебе нравится.
Перестань всё усложнять, жизнь – штука простая.
Все эмоции прекрасны.
Когда ты ешь, цени каждый последний кусок.
Открой свой разум, объятия и сердце навстречу всему новому и людям, ведь мы так едины в различиях.
Спроси того, кого ты в следующий раз увидишь, какова и в чем его привязанность, а потом поделись с ним своими вдохновляющими мечтами. 
Часто путешествуй: если ты потерял самого себя, это поможет тебе себя обрести. Некоторые возможности предоставляются только однажды, не упускай их.
Жизнь состоит из тех людей, которых ты встречаешь на своем пути, и из вещей, которые ты создаешь вместе с ними, - так иди и твори.
Живи своей мечтой и увлечением.
Жизнь коротка.
Манифест Холсти, 2009 г.

Манифест Холсти написали трое молодых людей по имени Дэйв, Майк и Фабиан. В 2009 году они собрались на ступеньках Юнион-сквер в Нью-Йорке и записали на лист свои определения успеха. Их целью было создать что-то, что могло бы найти свое отражение даже в случае провала или воспользоваться чьими-то другими определениями счастья и жить в соответствии с ними (информация с официального сайта).
Сейчас компания выпускает эко-продукты: постеры, конверты, открытки, деревянные рамки и т.п.

Далее представляю открытки, которые были распечатаны на разноцветных листах и были посвящены разным моментам в жизни каждого педагога. Признаться честно, каждое слово было мною прожито, пережито. Я многому научилась, работая в бизнесе, от многого отказалась и выбросила из своей жизни. Когда это сделать необходимо, жалеть ни о чем не нужно. Итак, приступим?
Рутина

Ничто так не приводит в уныние, как постоянное повторение одного и того же. Это, что называется, “день сурка”. Кажется, один день похож на другой, всё начинается снова и снова, а под вечер, перед сном, мы понимаем, что ничего не меняется и меняться не собирается. Правильно! И не будет меняться, если мы сами не позаботимся о том, чтобы разнообразить свою жизнь: сделать уроки ярче, интереснее, придумывать всё новые и новые способы для осуществления своих целей. Если три года назад дети делали одни задания, то вновь прибывшие дети могут делать уже совсем другие!

Оградите свое личное пространство

Это предельно важно для любого человека, на какой бы работе он не находился. Работа педагога заключается в том, что он постоянно находится на виду, и, казалось бы, невозможно никуда ни спрятаться, ни скрыться. Однако всё не так печально: в Вашей власти поменять эту ситуацию. Как это сделать? Вот несколько вариантов.
а) Выделите время, в течение которого Вы будете находиться в полном одиночестве, наедине с собой и своими мыслями. Пусть это будет 10 минут в день, но это время – ВАШЕ, а значит никто и ни при каких обстоятельствах не должен Вас беспокоить. Вы можете просто сидеть, закрыв глаза, либо почитать интересную Вам книгу или полистать журнал мод, поиграть в игру на телефоне и т.п. Смысл в абсолютном отключении от реальности. Только так Вы сможете полностью отдохнуть и начать снова выполнять свою работу.
б) Никому не позволяйте переходить рамки Вашего пространства. Скажите родителям Ваших учеников, до которого часа они могут Вам звонить или оставлять сообщения и перестаньте отвечать, если звонки или сообщения поступают после установленного времени. Помните: Ваше пространство – это нерушимая твердыня, которую никто не вправе нарушить.

Тайм-менеджмент

Искусством управлять своим временем владеют далеко не все. Однако как только человек приучается четко распределять свое время, стрессы ему уже не грозят. Подумайте, сколько времени у Вас уходит впустую и почему: на ненужные разговоры, визиты, выполнение не своей работы и т.п. Научитесь расставлять приоритеты: каждый из нас точно знает, какое дело является самым важным, а какое – не очень.
Особенно это касается аттестации. Приучите вести все свои дела периодически, а не от случая к случаю и раз в пять лет. Приведите в порядок все свои бумажные и электронные документы, папки заполняйте постепенно и в строго определенном порядке. Только так Вы добьетесь успеха и не будете чувствовать полное изнеможение по окончании аттестации или какого-то важного мероприятия.

Делегирование

Человек и в самом деле способен выполнять до нескольких операций одновременно. Он может просто много и качественно что-то выполнять. Однако стоит помнить о том, что делать всё и за всех на все сто никогда не получится просто потому, что силы каждого из нас ограничены. Делегировать – это значит освободить себя от ненужной работы. Перфекционизм в этом случае может сыграть с Вами злую шутку: Вам будет казаться, что другой всё делает “не так” и проще сделать всё самому. Это, кстати, одна из ведущих ошибок управления. Объяснять кому-то что-то муторно и долго, тем более что мы все видим мир по-своему. Но ведь когда этот кто-то сделает работу качественно, разве это не свидетельствует о том, что нас освободили от части дел, дав нам возможность хотя бы просто перевести дух? Не раздавайте сами тетради ученикам, поручите детям; не ходите и не бегайте по школе, если это могут сделать за Вас. Лучше с самого начала потратить немного времени и разъяснить, как следует, зато в следующий раз все Ваши поручения будут выполняться быстро и без лишних объяснений.

Не бойтесь выбрасывать ненужное

Недавно я присутствовала на семинаре, где нас попросили выполнить операции, связанные с детским кубиком. Одна учительница очень долго не могла понять, как сложить предложение. Причина: она не отбросила ненужный элемент, который надо было просто закрыть рукой. Это происходит от боязни выбросить, вычеркнуть из своей жизни то, что больше никогда не пригодится. Такое происходит во всех сферах жизни: люди боятся выбрасывать одежду, которую не носят уже более двух десятков лет, книги, покрытые пылью и грязью, которые никто не читает и точно никогда не прочитает, бумаги, занимающие весь стол и все шкафы в кабинете. Список можно продолжить, но основной смысл – в перестройке себя, своего вИдения и представления. Проанализируйте то, что можно выбросить и удалить, дышать сразу станет легче.

Делайте небольшие паузы

Переводите дух, это очень важно. Нельзя всё время заниматься работой и совсем не отдыхать. Отвлекайтесь на 5-10 минут, переводите разговор в другое русло, меняйте сферу деятельности, найдите другое направление, да просто ненадолго посмотрите в окно, - всё это переключит мозг, “перезагрузит” его и даст ему возможность приняться за дело с новыми силами.

Напоследок – советы от протоиерея Андрея Лоргуса, психолога и общественного деятеля:

Котёл здоровья:
как правильно черпать себя

  Кто даст дающему то, в чем он сам нуждается? Только сам человек может позаботиться о себе, потому что только мы отвечаем за свои силы, ресурсы, время, а главное смыслы.
 По мнению протоиерея Андрея Лоргуса, задача, которая стоит перед нами: давая другому, заботиться о себе. «Другого пути нет, – говорит он. – Ответственность за поступки, желания, потребности лежит только на нас самих».
 В тандеме с психологом Ольгой Красниковой, работая над проблемой выгорания, была создана наглядная схема, отражающая сущность проблемы выгорания.
“Котёл здоровья”– в буквальном смысле слова котел, с краями и дном. Он полон и имеет несколько пластов. Самый верхний – силы, под ним – ресурсы, третий уровень еще ниже – здоровье, наконец, самый нижний, последний пласт – уровень жизни и смерти.

Рецепты восстановления

   Выход из положения, в котором оказывается выгоревшей человек такой же, каким был вход: реанимация–лечение–реабилитация–отдых.
 Если человек дошёл до дна, то он никогда не восстановится. Есть необратимые вещи.
 Если мы забрались на этот уровень, то возникают хронические заболевания. И восстановиться не получится. Никуда от этого уже больше не денешься, это не восстанавливается, как не восстанавливается сердце, сосуды головы, зрение.
      Есть масса необратимых процессов. И психических тоже.

Но чтобы не достигнуть дна,
нужно понимать несколько вещей

  Во-первых, необходимо разобраться в своих мотивах. До тех пор, пока Вы не знаете, зачем Вы что-либо делаете, Вы будете попадать в ловушку.
 Во-вторых, чтобы уметь делиться, необходимо провести ревизию своего здоровья, сил, навыков и умений.
 Часто мы сами находимся в состоянии, когда мы – ползающие, идём помогать страждущим. То есть мы-спасатели сами нуждаемся в спасении. Увы, не все из нас могут оценить собственную ресурсность, поэтому нужно обращаться к помощи специалистов-психологов.
 В-третьих, важно понимать, что даже наполненный человек, делясь, не может не исчерпаться.
   Вот только вопрос: сколько мы можем и должны отдать от своего “богатства”? Вспомните десять заповедей Моисея – отдавать нужно десятую часть, потому что если отдаёшь 10%, то восстановиться тебе будет не трудно.

Прошла перемена, настало время открытых уроков. Все коллеги разошлись по кабинетам. После этого им был представлен черлидинг от наших девочек:


После этого гости поднялись на третий этаж, где была предусмотрена рефлексия с вкусными пирожками и заключительные слова на прощание.

…Вот так прошел наш семинар, к которому мы все усиленно готовились. Отмечу отзывчивость и взаимовыручку среди учителей начальной школы. Мой стенд, допустим, был оформлен за несколько секунд, в то время как я долго ломала голову, как всё расставить, материала ведь было много!
Рада, что поучаствовала в таком значимом мероприятии. Уже дала знать Татьяна Михайловне, чтобы меня и дальше привлекали. Может, найдется еще что-то, чем я готова буду поделиться, просто пока об этом не знаю?

15 комментариев:

  1. Света, какая красивая школа, в которой ты работаешь! Надеюсь, ты нисколько не пожалела о своём переходе))
    Мероприятия такого уровня очень значимы. Как здорово, что тебе представилась возможность выступить, поделиться, заявить о себе.
    Беру на заметку все "не вредные советы", особенно сейчас мне они очень нужны. Тоскливо как-то. Спасает в школе только работа с детьми - уроки и общение с ними.
    Поздравляю тебя с таким громким заявлением себя как учителя! Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо тебе большое! Твоё одобрение для меня самое ценное в данном вопросе. Я просто хотела помочь учителям, т.к. сама была в тысячах таких же ситуаций, когда задыхалась и света белого не видела. Конечно, есть ситуации, которые от нас не зависят и их приходится в буквальном смысле нести на себе, как крест. А есть то, что реально изменить и перестроить для нас самих. И тогда может поменяться всё: работа, да и вообще род деятельности. Нужно уметь дышать. Смотреть. Думать. Углубляться в себя. Без внутренней духовной жизни вся наружность бессмысленна. Правильно черпать себя - как это верно сказано! Желаю тебе свежего воздуха! Приятного бриза! Светлых мыслей! Правильных и верных лично для тебя решений! Ещё раз с Днём Рождения тебя, с этим прекрасным Днём, когда ты появилась на свет!
      P.S. А школа у нас и правда красивая. И уровень у детей высокий, так что у меня уже дети во 2 классе стихи читают...

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, как же я Вас понимаю. И я нахожу отдушину в своих уроках со старшеклассниками. От остального просто голова идет кругом)))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    С почином Вас! Отличное мероприятие! Замечательное выступление! Всё понравилось. Так креативно, необычно, а главное - не скучно! Молодцы! Уверена, участники остались довольны! Огромное спасибо за советы, очень актуальны. Столько всего и сразу, иногда даже не понимаешь, какой день недели...
    А я на районном семинаре в конце октября давала открытое внеклассное мероприятие кружка "Афлатун"(финансовая грамотность). Никак не могу дописать пост. Столько всего происходит одновременно, ритм жизни сумасшедший.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо Вам! Времени катастрофически не хватает, - это факт. По этой причине с трудом дохожу до блога, чтобы хоть что-то написать, на просмотр блогов коллег совсем сил нет. НО: тайм-менеджмент никто не отменял! Буду ждать описания Вашего мероприятия, тема очень нужная.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Прочитала и, скорее всего , ещё раз прочитаю Ваши полезные советы. Сил нет, чувство усталости непроходящее, 10 минут для себя не помогают )) Пока задачу минимум для себя ставлю: не уходить в негатив и пессимизм. Прочитаю ещё раз не потому, что не знаю этого, а чтобы ещё и ещё раз поддержать себя чёткими и полезными инструкциями. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Если не помогают минимальные 10 минут, попробуйте чаще переключаться, даже когда ведёте урок. Помогает, голова меньше болит.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Очень красивая школа - такой нарядный актовый зал! Мне понравилось!
    Рэп получился великолепный, прочитала его один раз про себя, а потом вслух - классно у Вас получилось!
    А про учительское выгорание... Что поделать, есть и такое! Тут очень важно его заметить и не сидеть сложа руки, пытаться помочь самому себе, можно и за помощью обратиться... Отличные получился материал, спасибо огромное! Уверена, что вернусь ещё раз перечитать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Не ожидала, что мой корявый слог в виде рэпа кому-то понравится. В зале не отреагировали)))
      А выгорание - это очень важная тема для любого человека любого вида деятельности. И да, Вы абсолютно правы: нужно начать с себя и научиться помогать самому себе ("Врачу, исцелился сам"). Без реальных собственных усилий все советы бессмысленны. Нужно отрезать от себя предыдущее вИДение и принять другое, даже очень чуждое.

      Удалить
  6. Светлана Николаевна, добрый день. С большим внимание и не раз прочитала Ваш рассказ о семинаре в школе. Хорошо, что Вы в эпицентре событий, что есть желание творить и заявлять о себе и своем опыте. Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Большое Вам спасибо! Это мероприятие было для меня очень важно.

      Удалить
  7. Спасибо за советы, Светлана Николаевна!
    Очень понравился рэп - ответ на предложенную ситуацию:))

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Очень рада с Вами познакомиться, буду ждать Вас у себя в гостях! Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
  9. Манифест Холсти просто бесподобен! Мы на семинарах тоже говорим о профвыгорании, только в библиотечной сфере. А у вас прямо настоящие рецепты, Светлана Николаевна! Они для всех подходят. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Ирина Витальевна! А тут только конкретные рецепты и пригодятся. Пусть они и Вам сослужат добрую службу!

    ОтветитьУдалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^