30 августа 2017 г.

Развитие речи ребенка до и после рождения

А вы знали, что слово баба произошло от глагола “баять”, т.е. говорить? Я сама узнала об этом совсем недавно. К большому сожалению, “баба” в современном русском языке имеет пренебрежительный оттенок, даже ругательный. В приличном обществе его лучше не произносить, но факт остается фактом. Тем более что бабой раньше называли простую женщину, крестьянку, ту, что была из низших сословий или из прислуги.
Получается, что передавать младенцу слово и речь было изначально женским занятием и обязанностью, потому что всё, что связано с вынашиванием, рождением и кормлением дитяти, целиком и полностью лежало на женских плечах. А раз женщина проводила больше времени с ребенком, значит ей и предстояло передать речь, научить говорить, выражать свои мысли при помощи слова.
В настоящее время многое изменилось. Разумеется, в подавляющем большинстве женщина по-прежнему проводит с ребенком больше времени, чем мужчина, соответственно, ребенок учится говорить, прежде всего, от матери, однако многие мужчины сейчас стали больше времени проводить со своими детьми по сравнению с прошлыми временами, начиная от присутствия на родах (еще 30 лет назад это было неслыханно!) и продолжая совместными играми, развлечениями и прогулками.

Речь – сугубо индивидуальная вещь. Вот почему ни в коем случае недопустимо сравнивать своего ребенка с соседской Танечкой, которая в 3 года уже на пяти иностранных языках говорит. Вообще сравнивать своего ребенка с кем бы то ни было во всем и вся – пагубная привычка, которая наносит человеку психологическую травму, тем более если сравнение происходит постоянно с нелестными комментариями и замечаниями.
Мой данный пост – результат наблюдений за развитием речи моего сына в течение 2 лет 9,5 месяцев. На примере моих записей я хотела бы показать, как родители могут содействовать этому важному процессу в жизни ребенка, что нужно для этого делать и как себя вести.
Возможно, Вы обратили внимание на заголовок статьи, где написано, что речь можно развивать уже до рождения ребенка. Что я хотела этим сказать? Тем, что разговаривать с ребенком нужно еще ДО его рождения, когда он находится в утробе матери. Слух у малыша начинает развиваться уже на 5-ой (!) неделе, в 15 недель он уже различает первые звуки, а уже на 26-ой неделе происходит полноценная реакция ребенка на звук: он поворачивает голову, реагирует на УЗИ аппарат и т.п. Таким образом, его слуховой аппарат к этому времени считается полностью сформировавшимся.
Все 9 месяцев малыш пребывает в пространстве, наполненном звуками организма матери, самый главный из которых – стук материнского сердца. Вот почему после рождения в течение первого адаптационного месяца рекомендуют почаще прижимать ребенка к себе, прикладывать к груди: малыш ощущает знакомое сердцебиение и успокаивается. Более того, он научается правильно дышать.
Итак, уже в утробе ребенок различает голос мамы. Конечно, он слышит ВСЁ, что происходит в мире, но не в такой мере, в какой он будет слышать, когда появится на свет. Тем не менее мы вполне можем разговаривать с ребенком еще до его рождения. Я помню, как постоянно сообщала моему сыну, чем мы с ним будем сейчас заниматься: убирать комнату, кушать, гулять, спать и т.п. Мой муж пел малышу колыбельные, разговаривал с ним. Перед тем, как лечь в больницу, я купила букварь))) Конечно, я не собиралась учить ребенка читать сразу после рождения, но у меня было и есть большое желание научить ребенка говорить, а еще – вести с ним диалог. Однако до диалога еще было далеко. Пройдут долгие месяцы, прежде чем я могла бы сказать, что мы с сыном разговариваем: он что-то спрашивает, я отвечаю. И наоборот.
А начиналось всё, как и у всех: с гуления, т.е. произнесение первых звуков. Чаще всего это, конечно, гласные звуки [а, у, ы] и согласные звуки – заднеязычный [г] или губно-губной [м]. Все помнят знаменитое агу у своих детей, однако мой ребенок уже здесь стал отличаться своим собственным мнением. Помимо агу он еще говорил аги. Гуление у здорового ребенка начинается приблизительно в 3 месяца. Причем гласные звуки малыш тянет, как бы пропевает.
Начиная с 6-7 месяцев наступает период лепета. Это уже серьезней, т.к. здесь речь идет о слогах: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба и т.п. Лепет – важнейший этап, почва для дальнейшего развития речи ребенка, подготовка и разработка органов артикуляции (язык, челюсть, зубы, лицевые мышцы, диафрагма, легкие и др.). Стоит насторожиться, если к 9-10 месяцам ребенок не проявляет никакой речевой активности.
Моему сыну в роддоме проводили аудиоскрининг. Когда его привезли обратно, медсестры с улыбкой сообщили, что слух и реакция на звуки у Серёжи отличные. “Певцом, наверное, будет”, - заключили они. Но мне-то не это было главное! Я просто ликовала и прыгала от радости: у моего ребенка есть музыкальный слух! Это значит отсутствие многих проблем с родным и иностранным языком; отсутствие фонетико-фонематического недоразвития (ФФН сокращенно), т.е. умение различать разные звуки в принципиально разных словах с точки зрения лексики. Это легко проверить. Забегая вперед, могу сказать, что после полутора лет мой сын легко различал мИшку и мЫшку. Если ребенок не различает похожие слова к 4 годам, значит ему необходимо поработать над фонетическим или фонематическим слухом.
Уже месяцев в 6-7 я убедилась, что мой ребенок может без проблем имитировать звуки. Когда я показала ему игрушку-пупсика и сказала “ляля”, сын повторил сразу же, хотя прошло еще как минимум 1,5 года, прежде чем он стал активно использовать это слово в своей речи и понимать, что оно означает. Сейчас, когда ему 2 года 9 месяцев, он с легкостью повторяет слова, даже многосложные. Иногда с ошибками, но он слышит, понимает, чувствует слова, знает, что они значат, - вот что главное.
Как же развивать речь до года? Конечно, постоянно с ребенком беседовать. При этом помните: не надо говорить постоянно, т.к. это может привести к тому, что малыш будет воспринимать Ваш голос как радио. У него может развиться пассивный словарь (т.е. значения слов понимает, но не употребляет их в речи, либо крайне редко), но не активный. А нам с Вами важно, чтобы ребенок именно говорил, выражал свои мысли, формулировал свои просьбы, высказывал свое мнение. На это уйдут годы, но работать над речью надо.
Ведущей деятельностью для дошкольника является игра. Не думайте, что если мальчик триста раз катает одну и ту же машинку, а девочка семьсот раз одевает-раздевает куклу, это глупо. Ни в коем случае! Так ребенок учится жить в социуме, в семье, сам с собой. Уже к 9 месяцам малыш может сам себя развлекать, но всё же до года он очень привязан к маме, поэтому лучше, если Вы будете как можно больше времени играть с ребенком и комментировать словами, что Вы делаете. Здесь годятся любые игры, только лучше, если они будут самыми простыми, не с мигающими ужасными фонарями, так что в глазах рябит, а малыш потом долго не может заснуть от того, что у него болит голова от ненужных впечатлений, которых у него накопилось через край. Чем игрушка проще, тем быстрее Вы научитесь самым обычным вещам: брать в ручки лопатку (это подготовка руки к письму), насыпать-пересыпать-высыпать песок, перелистывать страницы, катать машинку и т.п. Придумывайте мини-сюжеты, развивайте мышление и кругозор ребенка. Для этого достаточно просто сесть с ним рядом и показать, что у машинки есть кузов, куда можно насыпать песка. Давай? Что получилось? Полная машинка. А давай теперь высыпим песок. О! Машинка опустела. А давай еще другие машинки, поменьше, поместим в кузов. И т.д. Это самая обычная игра в самый обычный день, а польза невероятная: развивается сенсорика (ребенок потихоньку учится, что есть на свете большой-маленький, твердый-мягкий и т.п.), мелкая моторика, причинно-следственные связи и мн. др.
Я уже упомянула про мелкую моторику. Не забывайте о ней! В своем посте (ссылка) я подробно написала, в частности, о мелкой моторике. Там же Вы найдете пособия-помощники, которые расскажут Вам, чем можно заниматься с ребенком до года.
Конечно, не забывайте о физическом развитии ребенка. Здоровый ребенок – это тот, кто приходит с улицы испачканный, выходит из-за стола до 3 лет весь перемазанный, а дома у Вас расписаны обои и повсюду валяются игрушки. Значит в этом доме есть благоприятная развивающая среда, где малыш, являющийся исследователем, целиком и полностью занят делом. На улице и дома он должен двигаться! Если Вы переживаете за одежду, не одевайте на улицу девочку в белое платье, а мальчика – в смокинг. Дайте им пространство для творения, мышления и восприятия, пусть он проявит себя, узнает, потрогает всё вокруг. Наш мир настолько многообразен, что никто из нас не может сказать, что четко всё знает, как и что в нем устроено. Пусть малыш познаёт, пусть творит. Аккуратности, опрятности учить надо, заботиться о здоровье – тоже, но не стоит чистые штаны ставить во главу угла.
Нельзя забывать о пении. Музыка оказывает благоприятное воздействие не только на психику ребенка, но и на развитие его звукопроизносительных навыков, которые ведут к развитию речи. Пойте малышу хорошие, добрые песни, сочиняйте колыбельные, включайте добрые и спокойные мелодии. Уверена, что-нибудь по душе ребенку точно придется.
Завершая разговор о том, как можно развивать речь ребенка первого года жизни, добавлю еще важное дело: чтение. Читайте простые стишки известных авторов – К. Чуковского, А. Барто, Б. Заходера, например, а также народные, которые Вы в изобилии найдете в любом магазине или в интернете.
Итак, мы подходим к очень важному периоду жизни ребенка, к году. Приблизительно в это время должны появиться первые слова. У моего сына первое слово было ампа – лампа, ему было год с небольшим. Причем ампой он называл и люстру, и фонарь, и вообще то, где есть лампочка и что светится, даже солнышко. В этот период слов у него было крайне мало: вышеупомянутая ампа, ня (когда что-то просит, указывает на что-то, что хочет), маба (мама) и глк (повторял постоянно, но я так и не поняла, что это).
К 1,5 годам пассивный словарь был очень обширный. Из того, что я записывала, насчитывается 27 слов, но уверена, их было намного больше. Проверить это можно очень просто. Назовите слово и попросите ребенка показать его на картинке. Если ребенок делает это безошибочно, значит он понимает его значение. Ниже я расскажу об очень хороших пособиях, благодаря которым мой сын уже в 1 год и 3 месяца различал окуня и камбалу на картинках, хотя и не произносил названия этих рыб вслух.
Активный словарь у нас хромал приблизительно до 2 лет. Зато до этого времени Серёжа многому научился: сложил две разрезанные картинки воедино, на предложение что-то сделать, сделал (в 1,5 года), выдул мыльный пузырь, сказал первое предложение, правда, прошло около года, прежде чем он стал говорить простыми предложениями осознанно. Предложение было такое : Не-не-не, ма-ма-ма! (Нет, к маме!). Это было в 1 год и 7 месяцев. В 1 год и 8 месяцев собрал пирамидку, в 1 год и 9 месяцев приучился к горшку, в это же время стал различать цвета (зеленый, красный, синий, желтый), фигуры (круг, треугольник), в 1 год и 10 месяцев хорошо имитировал звуки животных: зззз (комар), му-у (корова), шшшш или мягкий с (змея), жжжж (жук, пчела), ка (ворона), га или ба (собака), у-у-у (филин, поезд, самолет), в-в-в (машинка едет).
Таким образом, к 2 годам Серёжа уже много что умел. Активного словаря было мало, однако я не отчаивалась, потому что видела, что малыш стремится выразить свои мысли. Если ребенок в это время отказывается хоть одним звуком выразить желание общаться, это не очень хороший знак, есть повод призадуматься, а может, обратиться к неврологу и логопеду во избежание подтверждения алалии (отсутствия речи или - в более тяжелых случаях - ее понимания).
После 2 лет мой сын по-прежнему блестяще справлялся с имитацией звуков. Соответственно, у него появились слова, которые он стал склонять: лампУ (когда просил что-то, пока не говорил дай). Впоследствии произошел настоящий бум наречий: дись (здесь); там; воня, воть, ать, вот (это всё означает вот), чуть-чуть и др. В 2 года 4 месяца Серёжа заговорил предложениями!
- Нетю мами/папи. (Мамы/папы нет)
- Де ада? (Где вода)
- Надя/Не надя. (Надо./Не надо.)
- Это не кака. (2,5 года)
- Папа там. (2,5 года)
- Там исть то-то. (Там есть что-то.)
- Мама/папа, падём! (Мама/папа, пойдём!) (2,7) и др.
Сейчас уже сын берет свою игрушечную гитару, играет и поет песню Трубадура из м/ф “По следам бременских музыкантов”:
- Сонце зайдёт… (Солнце взойдёт).
А еще совсем недавно сказал свое первое английское слово:
- О, yes!
На настоящий момент, как я отмечаю, речь сына развивается бурно: он говорит простыми предложениями, повторяет за нами слова, знает по именам всех ближайших родственников, считает до трех и обратно, имитирует звуки животных, различает понятия большой-маленький, мокрый-сухой и т.п., говорит названия 4 цветов – с ошибками, но тем не менее. Мышление стало намного сложнее, чем раньше. Вот как Серёжа сам складывает город из кубиков и расставляет фигурки:


Что касается звуков: произносит шипящие [ч’, щ‘, ц] и свистящие звуки [с, с‘]. Звук [л] пока не произносит, но зато умеет произносить мягкий [л‘]. Заменяет [м] на [в]: вая (моя), ващина (машина), но мама произносит, как надо. Гласные все есть, до [р] еще далеко, так что в целом могу констатировать, что обучение ребенка говорению и произношению проходит довольно успешно. НО: останавливаться нельзя! Крайне необходимо пополнять лексический запас ребенка, давать ему разные задания, ходить на прогулку, побольше вместе проводить время и, конечно, постоянно беседовать, разговаривать с малышом.
Теперь перейдем к книжной части. Хочу предложить книги, которые оказали мне и мужу фантастическую помощь при вызове речи у нашего сына. Так в логопедии называют процесс при алалии, когда надо добиться хоть какой-то речевой реакции от ребенка, но мы применили эти навыки и рекомендации, т.к. в общем и целом они подходят для всех.
Итак, первую книгу, которую я настоятельно рекомендую всем родителям за доступность изложения материала, за талант автора, за мое глубокое уважение и признательность к этому человеку, хотя мы никогда не встречались лично, - “Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет” Елены Янушко. В ней Вы найдете подробнейшую информацию о развитии речи ребенка, о благоприятных и неблагоприятных факторах развития речи, как расшифровываются неврологические и логопедические аббревиатуры, КАК развивать речь – с чего начать, в какие игры играть, ответы на часто задаваемые вопросы и мн. др. Не смущайтесь тому, что в данном пособии рекомендации касаются детей с задержкой речевого развития (ЗРР) или задержкой психического развития (ЗПР), уверяю Вас, это совсем неважно. Я с большим вниманием и интересом изучила эту книгу от корки до корки, повторила то, что знаю, и научилась многому новому.
Так, Елена Янушко предложила вести вот такую таблицу развития речи ребенка (фото по одноименной книге из-во “Эксмо”, г. Москва, 2016 г.):


Я ее видоизменила. Так, я стала записывать не только слова, но и чему Серёжа научился. Вот фото моего дневника:



Книг этого автора огромное множество. Так, я вслед за вышеуказанной книгой приобрела еще одну – “Лепка с детьми раннего возраста”. К сожалению, в полной мере мне ею воспользоваться не удалось: сын почему-то до 2 лет боялся пластилина, убегал от него, а потом я увидела, какую изобретательность проявляет мой муж, когда играет с Серёжей и поняла, что им-то книги точно не нужны. Чего они только не лепили! Мы, правда, предпочитали разноцветное тесто (покупали) и причудливый пластилин “Фиксики”, из которого можно создать мелкие фигурки. Лепка – великолепное развитие мелкой моторики рук, творчества и воображения.
Следующее пособие хоть и предназначено для логопедов, но пригодится и родителям: О.В. Закревская “Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста”. Книга состоит из трех частей. Методические указания:


Карточки для вырезания:


Фото карточек:



О.В. Закревская много лет проработала в доме ребенка. Неудивительно, что у брошенных детей проблем с речью больше, потому как никто не будет радоваться их первой улыбке, никто не подойдет по первому зову, и ребенок, возможно, навсегда останется в ряду с кем-то, ничем не отличающийся от остальных, а это для него очень больно. Видя такую проблему, Ольга Владимировна разработала целый комплекс работы с детьми, предупреждая отставание не только речевого, но и психического развития. В свое пособие она включила упражнения по развитию зрительного, слухового восприятия, мышления, памяти, понимания речи. Карточки можно не брать, важно понять сам смысл. Дело в том, что далеко не каждый ребенок будет играть с карточками, это своего рода скучно. Мой сын, например, не будет, но иногда удается, хоть и на бегу, попросить его что-то показать или выбрать. Вместо карточек можно предложить “живой материал”: выложить овощи и фрукты, проговорить, как они называются, затем разложить по отдельности. Прогулка в лес – незабываемое и очень полезное путешествие в мир природы. Или самые обычные прогулки, как в моем летнем и зимнем  посте.
На десерт – король моего внимания, которому дарю все фанфары и фейерверки: курс “Школа семи гномов”.
Данный комплекс состоит из 6 комплектов (0-1 год, 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет – подготовка к школе), каждый из которых включает в себя 12 развивающих книг. Впервые с этим чудом я познакомилась сразу после рождения моего сына: зашла в обычный супермаркет и увидела на прилавке. Дальше я решила приобрести полный годовой комплект, и сейчас у меня в копилке уже 2 комплекта: для детей возрастом 1-2 года и для детей возрастом 2-3 лет.
Имея опыт занятий по этим пособиям, могу сказать совершенно определенно: приобретя данное пособие на 1 год, Вы можете больше ничего не покупать, т.к. всё обилие книг и книжек на прилавках магазина содержат то же самое, а то и гораздо меньше, чем в “Школе семи гномов”. Да, 12 книжек стоят недешево, но это разовая покупка, и оно того стОит. Сейчас я расскажу более подробно.
Возьмем комплекс для детей 2-3 лет – тот, что я покупала прошлой осенью. Вот названия книг, которые сюда входят: “Один-много”, “Цвет-форма”, “Пластилиновые картинки” (идеи для лепки прямо в тетрадке), “Времена года”, “Какие бывают профессии”, “На лесной полянке”, “Рисуем пальчиками”, “Домашние питомцы”, “Кто где живет?”, “Азбука для малышей”, “Умная вырезалочка”, “Что такое хорошо?” (поэма В.В. Маяковского). Каждая книжка снабжена подробными методическими указаниями.
Приведу примеры наших с сыном занятий. Вот как мы вырезАли куколку из книжки “Умная вырезалочка”:




Конечно же, вырезала я, а потом показала сыну. А вот так мы “накормили птичек”. Здесь уже мы вырезали совместно. Вот как было:


А как стало:


Книжка “На лесной полянке”. Здесь к каждому развороту нужно подобрать правильную картинку и ее приклеить. Результат:


“Один-много”:


Результаты работы с этим комплексом не заставили себя ждать. Ребенок до 2 лет научился различать цвета, рисовать (об этом подробней здесь), понимать, что является бОльшим, а что меньшим. Вот, например, что мне дал мой сын месяц назад:


Он сказал, что это – папа, мама и я (т.е. он имел в виду себя). Видите, как точно сказано? Лист посредине – самый большой, поэтому это “папа”, лист поменьше – “мама”, ну а маленький – это значит “ляля”. Правда, совсем недавно сын стал серьезно спрашивать:
- Мама, я бальщой? (Мама, я большой?)
Ну мы, конечно, Серёже сами объясняли, буквально на том, что нас окружает, что это такое – когда большой – и как понимать “маленький”. Вот как, например, это выглядело на раннем ноябрьском снегу в прошлом году:


О существенном скачке развития речи моего сына я уже упоминала выше. Одним словом, в комплексе “Школы семи гномов” мы с мужем нашли только плюсы.
Итак, на примере занятий с моим сыном я показала, как можно содействовать развитию речи ребенка еще до его рождения и что нужно для этого делать. Возможно очень многое при большом желании и усилиях. Помните: речь – это важнейший инструмент, без которого ни один человек не сможет найти свое место в обществе. Грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения – это умения, которым нужно долго учиться, но самое трудное – заложить основы, а это как раз и есть непосредственное родительское дело. Само по себе ничего не развивается, всему нужен толчок. А начать, мне кажется, нужно с того, чтобы перестать сравнивать своего ребенка с кем бы то ни было – будь то рекламный щит или соседский малыш.

Успехов Вам в этом трудном, но таком приятном и полезном деле – развитии речи! Пусть Ваши дети говорят красиво, грамотно и получают от этого удовольствие! Начните с малышом беседу, и рано или поздно он ее обязательно поддержит!

10 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, Ваша публикация - кладезь ценной информации для молодых родителей. А я тоже вела дневник, когда росла доченька , и теперь иногда записываю наблюдения, когда внученька у меня гостит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Поначалу получалось записывать по числам, а сейчас я уже просто не успеваю: сын каждый день выдает новые слова. Записывать, вести дневники - как это прекрасно! Это полезно для настоящего, умилительно для будущего.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, преогромнейшее спасибо за такой своевременный пост!
    Мой внук начинает что-то говорить,очень важно всё это правильно расслышать и понять.
    А вот что посоветуете, если он, когда чего-то очень хочет начинает "повышать голос"
    От громкости голоса ясно, до какой степени он хочет то или иное.
    Как отучить его кричать и попытаться нормальными "словами" добиться желаемое?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! На первых порах мы своих детей мало понимаем. Это связано с тем, что у нас пока отсутствует опыт общения с ребенком, ведь мы привыкли всё говорить за него. Поэтому когда малыш начинает говорить, он хочет, чтобы его понимали. Когда не понимают, наступает раздражение, и он думает, что если он погромче крикнет, станет более понятно. Подростковый возраст, который у ребенка присутствует всегда, - это крик о том, что “я есть”, посмотрите на меня, не забудьте, что я существую! С маленькими детьми нужно быть очень терпеливыми и тактичными. Ребенок должен, прежде всего, успокоиться: да, мы знаем, что ты есть, что ты существуешь. Реагируйте на ВСЕ его речевые попытки, не пропускайте ни одной, а то в противном случае у ребенка возникнет чувство вакуума, который пугает и взрослых, и детей. Ну и, конечно же, терпеливо и много-много раз объясняйте ребенку, что кричать не нужно, что вы все его очень хорошо слышите. Задавайте наводящие вопросы, переспрашивайте, - одним словом, ребенок должен видеть заинтересованность всей семьи в том, что он говорит, а ему важно чувствовать себя неотъемлемой частью семьи. Всегда и во всем спасает любовь к ребенку. Спасет и в этом случае. Пусть всё у вас получается!

      Удалить
  3. Соглашусь с коллегами, Светлана Николаевна! Нужный материал. Как интересно будет Серёже, когда он вырастет, читать Ваши записи.
    Буду ждать ответа на вопрос Ирины Валерьевны.
    В школе тоже сейчас все больше детей, которые начинают кричать, плакать,когда у них что-то не получается и делается не так, как они хотят. Кричат (скажу даже орут!) прямо на уроке. Иногда и не знаешь, что делать в таких ситуациях?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Не знаю, будет ли Серёже интересно это читать, но мне-то уж точно!
      Ситуация, которую Вы описываете, мне хорошо знакома, ведь я тоже работаю с начальной школой. Здесь я бы копнула глубже.
      Вариант 1. Ребенок психически неуравновешен, а родители скрывают диагноз или состояние ребенка. Иногда это вполне оправданно с их стороны.
      Вариант 2. Нужно понять, какой климат в семье этого ребенка. Если там постоянно твердят, что он обязан учиться только на 5, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет, приносит отличные отметки, и ненавидят, когда он не очень хорошо себя ведет и приносит “тройки”. Т.е. любят за что-то, а самого ребенка в этой семье словно и нет. Или – когда ребенку внушают, что он король, а вокруг – его свита. От такого напряжения психика ребенка не выдерживает и дает сбой, либо, если он “король”, дает естественную для него реакцию: как это, Я! что-то делаю неправильно?! Да быть такого не может!!! И в первом, и во втором случае настрой семьи крайне неверен. Здесь уже надо с родителями работать психологу, однако это потребует полного изменения своего мнения и даже мировоззрения. Многие ли признАют, что они неправы? Если в семье будут продолжать внушать, что ниже пятерки получать позорно или что весь мир вертится только вокруг ребенка, самому ребенку объяснять что-то будет, скорее всего, бесполезно. Однако всё равно можно попробовать то, что есть в варианте 3.
      Вариант 3. Вам попался перфекционист))) Здесь уже есть смысл регулярно беседовать с ребенком, повышать его самооценку, успокаивать, поддерживать его. И, конечно, порекомендовать родителям делать то же самое.

      Удалить
  4. Светлана Николаевна, какие замечательные советы для родителей! Нужный и полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  5. Вела дневник и у сына,и у дочери,но в основном записывали интересные выражения. ну а здесь - все по науке)
    Кстати,не сомневайтесь,что Серёже будет интересно прочитать о себе потом. Мои с удовольствием пересматривают мои заметки и смеются над собой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Была бы рада, если Серёжа в будущем прочитает. Мне-то это всегда будет интересно)))

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^