27 июля 2017 г.

Уроки выживания


Мне было лет 12. Я с папой пошла на рыбалку. Стояло теплое лето. Папа надел большие сапоги и вошел в воду, а я осталась на берегу. Во что-то играла, как вдруг ко мне подошел полный мужчина лет 40 с большой спортивной сумкой.
- Привет, - сказал он мне и приторно улыбнулся.
Я ничего не ответила. Мама не разрешала разговаривать с незнакомцами. Мое сердце быстро забилось, я словно что-то нехорошее почувствовала. Толстяк ничуть не смутился моему молчанию и спросил:
- А что ты здесь делаешь?
- С папой… - смешалась я и показала рукой в ту сторону, где был мой отец.
Как только незнакомец увидел, что я не одна, с его лица очень быстро сползла улыбка, а физиономия стала злобной.
В то же время папа заметил, что ко мне кто-то подошел и стал выходить из воды. Мужчина схватил свою сумку и исчез. Папа спросил:
- Кто это такой?
- Не знаю, - честно ответила я.
Прошло уже очень много лет, а я до сих пор помню выражение лица этого человека: каким оно было и каким стало. Я никогда не выглядела на свой возраст, тогда, наверное, мне можно было дать лет 9. Даже помню, что на голове у меня была белая детская косыночка от солнца – ну детский сад в чистом виде… Господи, наверное, молитвы моей мамы спасли меня тогда от беды. Как подумаю об этом – мороз по коже…
Мама каждый день повторяла одно и то же: никогда, ни при каких обстоятельствах не открывай незнакомцам дверь, когда находишься одна в квартире. Никогда не разговаривай и никуда не ходи с незнакомцами и многое, многое другое. Я это хорошо себе уяснила и поэтому в принципе не садилась в лифт неизвестно с кем (только за редким исключением), не заходила в подъезд, если кого незнакомого видела, осторожно переходила дорогу, а еще читала полезную книгу о подобных обстоятельствах, которая называлась “Две беды” (автор – В. Волков).
Родительская задача – уберечь ребенка. Особенно когда он не с нами. Дети растут, а с ними растут и наши тревоги. Мы переживаем за очень многое, но наши переживания должны давать полезный плод, и этого вполне можно добиться. На личном примере я вам это показала.
Рекомендую книгу психолога Людмилы Петрановской “Что делать, если…” в двух томах. Второй том вышел недавно. Книга написана живым, разговорным языком, снабжена шуточными, но серьезными иллюстрациями. Парадоксально? Зато очень и очень полезно. Книга рассчитана на ее совместное изучение родителей с детьми, она заслуживает того, чтобы стать настольной. Ситуации, описанные в ней, жизненные и настоящие. Если ребенок будет знать, что делать, он спасет жизнь и себе, и окружающим. Ситуации, например, такие: что делать, если мама вышла, а дверь вагона закрылась, и ты поехал дальше; как поступить, если тебе предлагают наркотики, алкоголь или сигареты; как себя вести при пожаре с подробными инструкциями – я для себя много нового почерпнула; что делать, если твои друзья что-то нехорошее задумали, если у тебя почему-то очень плохой почерк, если ты застрял в лифте и мн. др. Особенно меня впечатлила глава о том, когда ребенок хочет собаку, а родители против. Как грамотно и обстоятельно всё изложено!
Уверена: эта книга окажет родителям неоценимую помощь, ведь научить ребенка самостоятельно принимать решение дорогого стоит. И вообще: это, пожалуй, самое главное. Здоровья, счастья и благополучия вашим детям!

28 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Какую правильную тему Вы затронули сегодня. С детьми важно говорить об этом, но правильно. Поэтому книги, рекомендованные Вами будут очень полезны для родителей. Возьму на заметку для рекомендации в нашей гимназии. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Как я жалею, что в российских школах нет предмета "Урок выживания"! Как же это нужно! Оказать первую помощь, не растеряться в стрессовой ситуации, суметь сказать "нет" и т.п., - разве это не жизненно полезные навыки? Далеко не каждый родитель будет беседовать со своим ребенком, но здесь-то самое главное, что одной беседой не ограничишься! Я как-то поделилась одним очень страшным роликом. Вот, пожалуйста, с какой легкостью дети, словно на веревочке, идут в лапы любого проходимца: http://svetlanakirsanova.blogspot.ru/2014/06/blog-post_28.html

      Удалить
    2. Урок ВЫЖИВАНИЯ? Света, ты серьёзно? Слово-то какое страшное! ЖИТЬ - да, но не выживать )) И всем этим жизненно полезным навыкам должны научить РОДИТЕЛИ. Слишком много обязанностей сегодня на школе. Да, конечно, и классные руководители должны проводить инструктажи, проводить беседы (даже взять эту замечательную книгу), классные часы. Но основа основ - родительский дом. Слова: "нет", "нельзя" - должны звучать из уст родителей часто. Слишком много сегодня опасностей для ребёнка. Книга, думаю, должна научить детей и напомнить родителям очевидные вещи.

      Удалить
    3. Вот именно: родители учат основному, а школа только помогает. Выживать - значит не потеряться в тех ситуациях, когда именно надо выжить. При пожаре ведь никто жить не собирается, так ведь? Вот поэтому Уроки выживания, когда ситуации экстремальные, когда надо знать, как себя вести, чтобы ВЫЖИТЬ.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна,здравствуйте! Книга очень полезная.Рекомендовала её и детям,и родителям,сама читала своему отряду в рамках работы школьного лагеря.Помнится,здорово обсуждали ситуации.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      Полностью согласна с Вами. Я как узнала об этой книге, непременно решила ею поделиться на блоге. Она должна быть буквально в каждом доме! С детьми учителю тоже не мешало бы обсудить правила выживания. Спасибо за внимание к моему посту!

      Удалить
  3. В школах сегодня есть урок ОБЖ. Смело брать книгу и идти с ней на урок!
    Конечно, книга, как я поняла, бесценный помощник и классному руководителю.
    НО!!! В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, именно родители являются воспитателями, а не школа. Читать, обсуждать, рассказывать - в семье. В школах же - рекомендовать.
    Спасибо за анонс книги, Света!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ОБЖ не справляется со своей задачей, не о том они речь ведут. Родители - конечно, первые люди, которые обязаны научить ребенка, как нужно поступать в разных ситуациях, как делать правильный выбор, как принимать верные решения. Это сложно, потому как личный выбор - личная ответственность.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, я как-то сидела в лаборантской у коллеги, а там лежали книги по ОБЖ для 10 класса. Всегда было интересно узнать, что же в них понаписано. Я аж зачиталась... Там столько всего полезного и интересного! Но ведь это надо ещё уметь грамотно преподнести. А у нас ОБЖ объединено с уроками физкультуры, и понятно, что последним то и уделяют внимание.

      Удалить
    3. Так в том-то и дело, Галина Станиславовна, что "объединено с уроками физкультуры"! Поэтому я и говорю: не справляется. Это ладно, Вам книги нормальные попались, а ведь часто такую чушь пишут! Надо ведь конкретные планы действия писать: что делать пошагово в случае пожара, наводнения, если в лесу заблудился, как там питаться, где лучше устроиться на ночлег в худшем случае, как найти людей и т.п. Дети должны знать основы ПМП, как понять, что человеку плохо и как оказать ему помощь. Это жизненно важные навыки, сколько детей было бы спасено, если бы и дома родители рассказывали, и в школе преподавали!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Огромное спасибо за книги и пост. Подумаю, как правильно, а главное с пользой, обсудить эту важную тему с родителями. Обязательно покажу ролик и рекомендую книги. Собираюсь в "Свой книжный", хочу купить в класс. Буду с ребятами беседовать.
    Муж называет меня "наседкой" (волнуюсь, переживаю и за своих мальчишек (21 год и 15 лет) и за своих учеников), а я рада, что мои собственные дети долго гуляли под моим приглядом, я рада, что постоянно разъясняла и "разыгрывала" сценки, в которых учила мальчишек правильно реагировать и поступать, беречь свою жизнь и здоровье.
    Собственные дети выросли, теперь учу точно также моих маленьких подопечных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      "Наседка"... Понять Ваши действия может, наверное, только мать. И я Вас понимаю и полностью поддерживаю. В будущем планирую с сыном так же, как и Вы, разыгрывать ситуации, обсуждать, думать. Учиться правильно мыслить надо долго, за один день это не делается.
      Я вот тоже даже за 9 класс переживаю: чтобы возле открытого окна не стояли, чтобы не простудились, вовремя поели. Чужих детей не бывает, а учитель, как оказывается, является единственным человеком, кто оказывает ребенку хоть какое-то внимание...

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, книги заказала. С нетерпением жду!!!
      К сожалению, у многих современных взрослых, и свои дети "чужие"(просто поразительно и возмутительно!!!), а про чужих, так просто у меня часто "слов не хватает" . Грустно и страшно...

      Удалить
    3. Ольга Николаевна: а бывает и так: "только мой ребенок - ребенок", а остальных и знать не хочу". И - хлопанье в ладоши, когда их дитё внушительной комплекции спокойно прыгает чуть ли не на голове у малышни.

      Удалить
  5. Светлана, какой ужасный случай вы рассказали. И как хорошо, что все обошлось!!!
    Мои материнские страхи растут также как и дети, поэтому книжку, которую Вы рекомендуете, обязательно закажу себе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталия, я сама вспоминаю об этом с ужасом. Книга неоценимая. Пусть она поможет Вашим детям! Помогай Вам Бог!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Случай с Вами произошёл очень неприятный и страшный. Хорошо, что всё закончилось благополучно.
    Знакома с книгами Людмилы Петрановской, хорошо, что Вы рекомендуете её книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Да, до сих пор уверена: кто-то меня тогда вымолил. А ведь сколько таких ситуаций, в которые реально могут попасть дети, - тысячи! Людмила Петрановская мастерски описала самые животрепещущие ситуации, причем язык подростковый, будто она сама сидит рядом и разговаривает. Всем буду рекомендовать эту книгу!

      Удалить
  7. Наверное у многих детей в жизни были такие неоднозначные случаи. Читая Вашу историю, я вспомни свою. Когда знакомый, но увы нетрезвый мужчина обманным путем посадил меня в свою машину и приставал. Я тоже считаю, что меня тогда спасло только ЧУДО. Но страх, грязь остались на всю жизнь. Очень непростая тема. Хорошо, что есть книги-помощники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Николаевна!
      Как я рада Вас видеть, давно не беседовала с Вами!
      Ваш случай тоже говорит о том, что и Вас спасли чьи-то молитвы. Оказаться в чужой машине и суметь вырваться - это и правда чудо. Конечно, неприятные ощущения остаются. Но слава Богу, что всё обошлось! Я помню, детям на классном часе говорила: мимо машин не ходите, близко не подходите: затащат за пару секунд и увезут в неизвестном направлении. Господи, спаси наших детей!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Случай страшный, но хорошо, что и папа увидел, и Вы сказали, что не одна. А посмотришь иногда статистику - и страшно... Спасибо за знакомство с книгой - постараюсь её найти и прочитать - уверена, советы будут полезны и взрослым, и детям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Это не то слово, как хорошо, что моя голова сработала на автомате: сказала, что с папой и т.п. Еще я вспомнила, что наш дверной замок открыть пытались какие-то проходимцы. Представьте себе мой ужас: я стою, держу что есть сил замок, а два проходимца с другой стороны двери в нем ковыряются. Я вызвала полицию. Пришел молодой полицейский, я через дверь слышала, как он беседовал с этим личностями: спрашивал про судимость и т.п. Эти двое ушли с нашей площадки, ушел и полицейский. А потом... они снова вернулись. Правда, уже в дверь не лезли. Даже не знаю, почему не лезли. В общем, от такого ужаса мне чуть ли плохо не стало.
      А статистика и правда чудовищна. А еще - вот такие ролики, как за 6 секунд ребенка с площадки уводили в неизвестном направлении: http://svetlanakirsanova.blogspot.ru/2014/06/blog-post_28.html

      Удалить
  9. Светлана Николаевна, спасибо за книги, за Ваши детские воспоминания, которые стали уроком на всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень давно я об этом не вспоминала, Анна Борисовна. Тем более в детстве всю серьезность происходящего не понимаешь. Дай Бог всем детям ума и смекалки, чтобы знать, как себя вести!

      Удалить
  10. Светлана Николаевна, спасибо за пост. Книги Петрановской знаю. многое в них нравится. а вот про эту слышу впервые от Вас. Обязательно посоветую детям приобрести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! А я, напротив, не встречала ни одной книги этого замечательного автора, поэтому рада, что мое знакомство с ней началось именно со "Что делать, если..." Как будет возможность, посмотрю, что еще она написала.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Светлана Николаевна! На прошлой неделе на классном часе начали с ребятами читать книгу. А на следующий день мои ребята принесли её вторую часть из библиотеки. Сказали, что первая уже "Ушла на "Ура"! нетерпением ждем следующего классного часа, чтобы почитать онлайн! Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Здорово, что ребятам понравилось!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^